Перед тем, как начинать учить упражнения, самое время определить – что же такое, собственно, игра на фортепиано?

Не знаю, удивлю я Вас этим утверждением, или нет, но:

Игра на фортепиано – это «вид спорта»!

Уже предчувствую возмущенные возражения: «Как же так! Игра на фортепиано – это музыка, искусство, вдохновение! Нельзя опускать её к банальной «гимнастике для пальцев»»!

В этих возражениях, конечно, есть доля истины, но тогда у меня встречный вопрос – художественная гимнастика, фигурное катание – это виды спорта, или искусство? Что это виды спорта – сомнения нет, они официально внесены в реестр олимпийских видов спорта. Но часто выступления в этих видах спорта настолько высокохудожественны и захватывают зрителей, что вполне могут быть отнесены к искусству. Зададим себе вопрос — смогло бы это искусство получиться, если бы спортсмены не владели идеально техникой исполнения сложных физических движений? Думаю, всем очевидно, что не смогло бы.

Так же и с игрой на фортепиано. Если говорить просто, то до того, как стать искусством – игра на фортепиано представляет собой набор простых движений рук, кистей, пальцев, а также сложные комбинации этих движений. ВСЕ! И пока эти движения не доведены до совершенства в каждом произведении – музыки и искусства не получится.

Виртуозное владение этими движениями называется техникой. Что же нужно делать, чтобы овладеть этой техникой?

То же самое, что и при обучении разным видам спорта – танцам, боевым искусствам, фигурному катанию, а именно – повторять движение много раз до тех пор, пока оно не получится идеально. Все просто – для того, чтобы научиться отжиматься от пола 50 раз – нужно отжиматься от
пола, вначале 1 раз в день, потом 5, потом 10, и так пока не получится отжаться все 50 раз. Чтобы научиться играть на фортепиано – нужно делать то же самое, то есть играть на фортепиано, повторяя каждое простое движение медленно много раз. Вначале учиться нажимать одним пальцем на клавишу, потом чередовать нажатие клавиш разными пальцами. Как Вы понимаете, комбинаций движений может быть множество, и каждое из
них нужно выучить до автоматизма.

Таким образом, чтобы выучить произведение на фортепиано, нужно:

1) Поделить его на простые движения. Как это сделать правильно мы рассмотрим позднее.
2) Каждое движение повторить одинаково много раз в течение нескольких недель, в результате довести его до автоматизма
3) Соединить простые движения в комплексы, и их тоже повторить много раз до достижения автоматизма
4) Когда технически пьеса идеально выучена – начинать «делать из нот музыку». В действительности, музыку лучше начинать делать раньше, в идеале – параллельно с техникой, но для простоты понимания логики процесса я перенесла это в последний пункт.

Важный момент, от которого зависит результат:

Одинаковые движения предполагают, что Вы не только нажимаете одинаковые ноты, но и главное (!) – нажимаете их всегда одинаковыми пальцами! Если это условие не выполнять, то весь труд бесполезен. Ведь Вы заучиваете именно движения пальцев, пытаясь задействовать мышечную память пальцев, и если каждый раз ноту нажимать новым пальцем, то движение Ваши пальцы никогда не смогут запомнить. Этот пункт я акцентирую отдельно, так как это самая распространенная ошибка – 80% начинающих при игре постоянно путают пальцы, чем сильно усложняют себе процесс обучения.

Если Вы уже играете на фортепиано, то сейчас самое время проанализировать свою пьесу. Проверить, правильно ли Вы её учите, не меняете ли каждый раз пальцы при игре? Попробовать поделить её на простые движения, и учить эти движения.

ноты классической музыки для фортепиано

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *